Работодатель самостоятельно провел соут может не выплачивать повышенный размер


Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда?


Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа. Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е.

до 2020 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если результаты спецоценки снижают гарантии и компенсации

Раньше основным нормативным актом, которым руководствовались работодатели, было Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, утверждавшее список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее – Список). Предоставление компенсаций осуществлялось так: работодатель, опираясь на , проверял наличие соответствующих должностей или работ в Списке и при необходимости устанавливал в отношении них предписанные компенсации.

Затем законодатели решили, что так дело не пойдет и нужно предоставлять гарантии и компенсации в зависимости от конкретных условий труда, для чего была разработана система аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвития приказамиределило порядок проведения такой аттестации. При этом Список никто не отменял.

Кроме того, в 2008 году было принято

Как установить доплаты по результатам СОУТ

Если после последней аттестации условия труда в медорганизации не пересматривали по правилам Закона , можно руководствоваться:

  1. , утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22;
  2. , утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20.

Эти документы действуют в настоящее время.

Однако, применяйте их только в том случае, когда они не противоречат Трудовому кодексу РФ (ТК РФ, определение Верховного суда РФ от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651). Это значит, что если в медорганизации провели СОУТ, руководствуйтесь ее результатами, а не списками. № АПЛ12-651). Иными словами, просто

Рекомендуем прочесть:  Журналистика по ганапольскому

Компенсации «за вредность» до и после проведения спецоценки условий труда

Как подтвердил Минтруд, результаты проведенной ранее аттестации действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2020 г.

Также, Верховный Суд отметил, что по закону только конкретные условия труда, которые определяет аттестация, могут быть основанием для компенсаций (определение Верховного суда РФ от 1 ноября 2012 г.
Поэтому требования отдельных представителей контролирующих органов на местах о незамедлительном проведении спецоценки незаконны. Изменить гарантии и компенсации «вредникам» в худшую сторону по сравнению с действующими по состоянию на 01.01.2014 нельзя до проведения спецоценки (далее — Закон № 421-ФЗ).
КОВЯЗИНА Нина Заурбековна Заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России “До проведения работодателем специальной оценки условий труда работнику надо предоставлять те гарантии и компенсации, которые были предусмотрены до 1 января 2014 г.

по результатам аттестации рабочих мест. При этом не имеет значения, когда с работником был заключен трудовой договор — до 1 января 2014 г.

или после этой даты”.

Гарантии и компенсации по результатам СОУТ

3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, работникам, для которых гарантии и компенсации были установлены до 01.01.2014, а также лицам, трудоустроившимся после 1 января 2014, гарантии и компенсации будут предоставляться в том же виде, установленном результатами аттестации рабочих мест, до проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней. Максимальная продолжительность сокращенного рабочего времени для составляет 36 часов в неделю. На основании статей 92 и 117 ТК РФ величина сокращенного рабочего времени и величина дополнительного отпуска могут устанавливаться трудовым договором отдельно для каждого работника на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Также работодателю предоставляется возможность компенсировать работнику часть дополнительного отпуска, которая более семи минимально положенных календарных дней, или же часть увеличенной продолжительности рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, в денежной форме.

Если работодатель не успевает провести процедуру СОУТ до 31.12.2020 то, что?

По результатам ее проведения работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Согласно части 6 статьи 27 Закона специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2020 года.

Ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ: Цитата:2.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Юрист Россия, г. Хабаровск Рейтинг: Отзывов: 09.12.2020 в 08:43 Будете привлечены к администр.

Порядок расчета и начисления доплаты за вредные условия труда

Они сменили ранее действовавшее понятие аттестации на другое определение – оценку рабочих условий персонала (СОУТ).

Причем в ч. 4 ст. 27 данного закона работодателю можно не осуществлять проверку тех рабочих мест, которые прошли аттестацию в течение предыдущих 5 лет до момента принятия этого норматива.

Исключение коснулось только внепланового анализа по необходимости проведения анализа влияния рабочей обстановки.

Рабочему персоналу непосредственно занятому в производственном процессе, где невозможно избежать негативного влияния рабочей среды, в ст. 219 ТК РФ гарантировано право на добавочную сумму к зарплате.

Дополнительно к ней работнику должно обеспечиваться:

  1. протяженностью от 7 дней.
  2. уменьшение рабочего времени, которое не может превышать 36 часов в неделю;

Вид и размеры компенсаций работодатель принимает на свое усмотрение в соответствии с нормами ТК РФ.

Аттестация условий труда, их спецоценка не способствуют улучшению условий труда работников

Конечно, количество «вредных» рабочих мест сокращается с годами – на многих предприятиях просто выгодно модернизировать технологии. Однако темпы сокращения количества таких рабочих мест весьма скромные.

Это не раз отмечали и эксперты и профсоюзы. Вывод из этого можно сделать один работодатель не так уж и заинтересован в улучшении условий труда работников.

И мотивации, конечно же, не хватает именно финансовой.

Для того чтобы этот финансовый стимул создать, вводилась сначала аттестация рабочих мест, а затем и специальная оценка условий труда.

«Аттестация у нас не стала всеобщей по той причине, что в ней нет ни какой экономической заинтересованности для работодателя. Она не влияет на объем обязательств работодателя перед работниками и государством.

Мы рассчитывает на то, что спецоценка проявит себя по другому, потому что от ее результатов будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в РФ существуют так называемые списки 31с и №2; в список №1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, в список № 2 – с вредными и тяжелыми условиями труда)»,- заявил в августе 2013 года первый заместитель министра труда и социальной защиты России Сергей Вельмяйкин.

Предоставление льгот после спецоценки: как правильно оформить

Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно. Екатерина КУЗНЕЦОВА, начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва) Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса.

Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги.

+ +